Где бы вы ни были, просветление всегда с вами, обновлено

Опубликовано: 9.1.2018
дзэн и дзадзэн: где бы вы ни были, просветление всегда с вами

В практике буддизма важно осознать, что в нас есть природа Будды. На уровне мышления мы можем это знать, но это не так уж и легко принять. Наша повседневная жизнь – это реальность плохого и хорошего (реальность двойственности), в то время как природа Будды пребывает в абсолютной реальности, где нет деления на плохое и хорошее. Чтобы осознать абсолютную реальность, необходимо выйти за пределы двойственной реальности. Но часто это трудно понять.

Практика дзадзэн является очень тонким предметом. Когда вы практикуете дзадзэн, вы осознаёте те вещи, которые вы не замечаете при работе. Например, вы можете на протяжении некоторого времени таскать камни, но не осознавать, что ваши мышцы устают. Но когда вы садитель и погружаетесь в практику дзадзэн, вы понимаете, что ваши мышцы устали. Вы можете подумать, что сможете лучше практиковать дзадзэн, если у вас не будет проблем, но в действительности определённые проблемы необходимы. Вы можете практиковать дзадзэн через трудности. Догэн Дзэндзи говорил: «Практика и просветление едины». Практика – это то, что вы делаете осознанно и с усилием. Такая практика ведёт к просветлению.

Когда огонь нашей свечи горит ярко и наша жизнь наполнена радостью, мы не задумываемся, что с нами происходит, и не пытаемся что-либо понять. Наш разум открыт ко всему. Наш разум до того огромен, что он знает всё ещё до того, как мы узнаём что-либо. Мы благодарны ещё до того, как мы что-либо имеем. Даже до того, как мы достигаем просветления, мы рады практиковать наш путь. В противном случае мы не можем приобрести ничего в истинном смысле слова.

Учителя дзэн обычно говорят: «Практикуйте дзадзэн и достигните просветления. Если вы приобретёте просветление, вы сможете оторваться от всех привязанностей и увидеть вещи такими, какие они есть». Это правильно, но мы не всегда можем идти по такому пути. Мы учимся настраивать пламя нашей свечи снова и снова. Догэн Дзэндзи учит жить в каждом отдельном мгновении на полную мощность, подобно ярко горящей лампе или свече. Суть его учения заключается в том, чтобы жить в каждый момент, сливаясь воедино со всем сущим.

Опыт просветления важен, но ещё важнее уметь настраивать пламя дзадзэн в повседневной жизни. При ярком пламени (полное сгорании), вы не чувствуете запах масла или ещё чего-нибудь. Но когда пламя теряет яркость и сопровождается дымом (неполное сгорание), вы почувствуете запах, который даст вам понять, что это керосиновая лампа. Когда ваша жизнь горит ярким пламенем, у вас отсутствуют жалобы и отсутствует потребность осмыслять вашу практику. Но если вы слишком много говорите о дзадзэн, то это уже задымлённая керосиновая лампа. Когда вы рассуждаете, вы мыслите на уровне рецептов, но сами рецепты нельзя съесть.

Мы говорим о просветлении, но в истинном смысле слова совершенное просветление лежит вне нашего понимания и за пределами нашего опыта. Даже в нашей несовершенной практике есть просветление, но мы просто не знаем этого. Поэтому необходимо найти истинное значение практики ещё до того, как мы приобретём просветление. Где бы вы ни были, просветление всегда с вами.

Многие мастера дзэн упускают из виду этот момент, пытаясь добиться идеальной практики дзадзэн, но всё, что мы видим или слышим, несовершенно. Однако в самом несовершенстве заключается совершенство реальности.

Просветление можно назвать «я не знаю дзадзэн». Вы больше не знаете, что такое дзадзэн. Вы не знаете, кем вы являетесь. Настроить пламя своей свечи так, чтобы оно горело на полную мощность, означает принять вещи такими, какие они есть на самом деле. Хотя вы не знаете, кто вы, вы принимаете себя. Это «вы» в истинном смысле слова. Когда вы знаете, кем вы являетесь, вы не являетесь настоящим собой. Излишняя самоуверенность и концентрация на интеллектуальном понимании губительны для практики. Но когда вы говорите «я не знаю», вы становитесь настоящим собой и узнаёте себя полностью. Это и есть просветление.

Хашимото Роши, известный учитель дзэн, который отошёл в мир иной в 1965 году, говорил, что способ, с помощью которого мы (японцы) готовим еду, заключается в отдельном приготовлении каждого ингредиента. Рис здесь, а соленья – там. Но когда они попадают в ваш желудок, вы уже не знаете, где одно, а где другое. Суп, рис, соленья и всё остальное перемешивается. Эту смесь можно сравнить с миром абсолютной реальности. До тех пор, пока рис, соленья и суп разделены, они не работают. Они не кормят нас. Подобно этому, ваше интеллектуальное понимание или книжное знание остаётся отделённым от вашей реальной жизни.

Практика дзадзэн (медитация дзэн) заключается в смешивании различных компонентов. Керосиновая лампа не будет работать просто потому, что она наполнена керосином. Для горения также необходим воздух. И даже если имеется воздух, керосиновая лампа не загорится без спички. Керосин, воздух и спичка обеспечивают работу ламы.

Вы, возможно, думаете, что сможете заниматься истинной практикой после достижение просветления, но это не так. Истинная практика рождается в заблуждении и разочаровании. Несколько ошибок могут стать основой практики. Вы не можете начать практику на основе чего-либо ещё.

Источник: http://cveti73.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться