Секреты: образ птицы в шаманизме народов дальнего востока

Опубликовано: 11.4.2017
образ птицы в шаманизме народов дальнего востока

Роль  птицы  в  шаманизме  является  общепринятым  фактом.  Птица  считается  первым  шаманом,  духом  —  помощником,  учителем,  к  тому  же  костюм  шамана  является  олицетворением  птицы  и  содержит  орнитоморфную  символику.

Что  качается  якутского  шаманского  костюма  известно,  что  к  нагруднику,  кроме  прочих  фигурок,  прикреплялись  шесть  изображений  птиц  —  два  в  верхней  части  нагрудника  и  четыре  в  нижней.  Все  они  представляли  собой  изображение  птицы  с  боку  и  были  выполнены  из  железных  пластин.  На  плащ  нашивались  изображения  следующих  птиц  —  гагары,  стерха,  лебедя,  чайки,  гуся.  На  вывезенном  Мааком  из  Вилюйского  окуруга  тунгусском  шаманском  плаще  «на  груди»  нашито  семь  железных  пластин,  изображающих  птиц,  по  всей  вероятности  гагар,  игравших  какую  то  роль  при  якутских  шаманских  обрядах  [9,  с.  10].

Существует  миф  о  том,  что  шаманы  зарождаются  далеко  на  севере,  где  есть  лиственница  с  гнездами  птиц.  Сначала  прилетает  на  это  дерево  большая  птица,  похожая  на  орла,  с  железными  перьями,  садится  на  гнездо  и  сносит  яйцо.  Потом  эта  птица  высиживает  яйцо,  если  должен  выйти  самый  большой  шаман  —  в  продолжении  трех  лет,  если  маленький  —  в  течение  года.  Эта  птица  называется  мать  —  зверем,  появляется  всего  три  раза:  первый  раз  когда  рождает,  второй  раз  когда  завершается  становление  шамана  рассеканием  его  тела,  и  третий  раз  когда  шаман  умирает  [4,  с.  60].  О  похожем  мифе  в  своей  книге  «Материалы  истории  религии  якутов  бывшего  Вилюйского  округа»  пишет  Попов  А.А.  —  воздух  —  душа  кладется  в  одно  из  отверстий  лиственницы  и  воспитывается  там  в  качестве  птенчика  кукушки  (птенчика-кулика)  от  года  до  девяти  лет,  смотря  по  своему  предназначению:  душа  хорошего  шамана  воспитывается  дольше  души  плохого.  Если  предполагается  черный  шаман,  то  душа  представляется  в  качестве  голого  неоперившегося  птенца.  Во  время  пребывания  в  дупле  душа  белого  шамана  откармливается  яйцами  орла;  Дочери  и  сыновья  Аары  Дархан,  сидя  на  краю  отверстия  в  образе  орла,  обучают  душу  различным  шаманским  хитростям.  Черных  шаманов  обучают  вороны  [10,  с.  32].

Эвенки  —  орочоны  считали,  что  шаман  имел  заморских  духов  —  помощников,  которыми  были  двуглавые  птицы  бамул  и  фантастическая  ушастая  птица.  Вместилищами  духов  —  помощников  верхнего  мира  является  птица  —  ястребы,  орлы,  гуси,  лебеди,  гагары,  утки,  кулики,  дятлы,  кукушки  [6,  с.  69—73]

Шаманы  народа  чукчи  также  имели  духов  —  покровителей  (кэльэт),  которые  исполняли  его  просьбы  хотя  и  временно.  Ими  могли  быть  как  звери,  так  и  птицы  —  сова,  горностай,  ворон  и  т.  д.  По  мнению  шамана,  они  обладали  такими  природными  данными,  что  могли  справиться  справиться  с  вредоносными  существами  [3,  с.  185].  В  текстах,  записанных  Богоразом,  обычно  у  шаманов  отмечается  два  помощника  —  зверь  и  птица:  горностай  и  орел,  дельфин  и  ворон.  Иногда  одно  животное,  например  —  ворон  или  орел  [1,  с.  209].

Также  птица  встречается  в  захоронениях  эвенких  шаманов  —  на  надмогильных  крестах.  Их  делали  семиконечными  (похожими  на  старообрядческие)  и  наверху  основной  стойке  креста  вырезали  фигурку  птички  в  стилизованном  резном  изображении  —  символ  отлетевшей  души  умершего.  Нередко  такие  вырезанные  из  дерева  фигурки  птицы  прикреплялись  на  обоих  концах  первой  перекладины  креста  [11,  с.  252].  В  качестве  символов  вырезались  крохаль  или  гагара.

Важность  роли  птицы  считается  общепринятым  фактом  в  шаманизме.  Птица  —  это  первый  шаман,  учитель,  передатчик  шаманства,  дух  —  помощник  шамана.  Даже  костюм  шамана  является  олицетворением  птицы  и  содержит  орнитоморфную  семантику.  Со  многими  видами  птиц  также  связаны  различные  шаманские  мифы.  Все  вышеперечисленное  нашло  свое  отражение  в  наскальных  рисунках  и  мелкой  пластике  у  народов  Дальнего  Востока.

У  нанайцев  и  ульчей  птица  упоминается  как  ездовое  животное  шамана  —  он  улетал  из  загробного  мира  (буни  —  нан.,  були  —  ульч)  верхом  на  птице  поори  [7,  с.  45].

URL: http://sibac.info/archive/social/9(12).pdf 

Согласно  легенде  о  происхождении  шаманов,  творец  Амака  сотворяет  всех  птиц,  а  его  противник  Харги  сотворяет  гагару.  Амака  дает  человеку  копьё  ей  в  хвост  таким  образом  она  не  может  нырнуть  под  воду.  Оказавшись  побеждённой,  гагара  кричит:  «Эвенк  будет  шаманом.  Остяк  будет  шаманом.  Якут  будет  шаманом.  С  той  поры  люди  стали  делаться  шаманами»  [2,  с.  29—30].

Источник: https://sibac.info/studconf/social/xv/35686

У  якутов  сохранилось  много  версий  происхождения  шаманов,  и  в  одном  из  них  фигурирует  птица.  Миф  о  рождении  двух  первых  шаманов  записан  в  1925  году  со  слов  Данилова  Иннокентия,  уроженца  Джобулга  (о.  Тойон  —  Арыы).  Этот  миф  рассказывает  о  девице  необыкновенной  красоты,  которая  долго  жила  не  выходя  замуж.  Встретила  она  однажды  всадника,  обещал  он  на  ней  женится.  Вступили  они  в  любовную  связь,  после  того,  мужчина  признался  красавице,  что  он  не  человек  и  сказал  ей,  что  родит  она  скоро  двух  птенцов,  которые  превратятся  в  младенцев  и  станут  в  свои  сорок  лет  шаманами  [4,  с.    2—25].  Данные  мифы  с  участием  птицы  обосновывает  шаманство  как  веру  вообще.

Долганский  шаман,  на  кануне  годового  камлания  (дьылы  одуулуур),  делает  из  деревьев  остов  чума,  на  верхушках  жердей  которого  втыкают  семь  или  девять  изображений  птиц,  направленных  головой  в  сторону  солнца.  Камлая  в  этой  чуме,  шаман  вместе  со  своими  птицами  отправляется  к  верхнему  Юрюнг  Айыы  (Айыы  Тойон)  [11,  с.  285].  Шаман  эвенков  —  орочонов  в  комлании  на  звезду  Чолбон  брал  особую  колотушку,  которая  обязательно  оканчивалась  изображением  головы  птицы.  Такую  колотушку  с  изображением  птицы  шаманы  эвенков  —  орочонов  также  использовали  во  время  обряда  оживления  природы  и  добычи  священной  силы  [6,  с.  77].

На  одном  из  костюмов  эвенских  шаманов,  хранящемся  в  Магаданском  краеведческом  музее,  на  тонких  дощечках,  привязанных  с  помощью  ремешков  к  ровдужным  чехлам  для  бубнов  изображены  летящие  птицы.  Одна  из  птиц  имеет  две  головы.  И.В.  Гурвич  отмечает,  что  у  эвенов  —  тюгясиров  в  качестве  подвесок  на  шаманский  костюм  нашивались  также  изображения  птиц,  в  часности  гагар.  Сам  шаманский  костюм  тюгясиры  осмысливали  как  оперение  птицы,  крыльями  которой  являлась  нарукавная  бахрома  [10,  с.  121—123].  Шаманы  эвенков  —  орочонов  на  пояс  и  рукова  нашивали  жгуты  чуракта,  которые  исполняли  роль  перьев  придавая  шаману,  облаченному  в  костюм  как  бы  облик  птицы.  Поскольку  шаманы  эвенков  —  орочонов  душу  представляли  в  облике  перелетной  птицы,  то  атрибуты  костюма  указывали  на  птицу,  с  которой  ассоциировалась  душа  шамана.  На  нагрудниках  шаманского  костюма  у  эвенков  —  орочонов  нашивались  восемь  птиц,  символизирующие  духов  —  помощников  верхнего  мира  [6,  с.  73—74].

В  мифологии  якутов  считалось,  что  ворон  —  шаманская  птица  и  наделен  сверхъестественными  свойствами,  например  даром  предвидения.  Отцом  ворона  считался  Хара  Суорун  Улуу  Тойон  —  глава  злых  духов  Верхнего  мира.  Также  он  считался  покровителем  наиболее  могущественных  якутских  шаманов  [5,  с.  99].

Соломатина В.В., Аргунов В.Г. ОБРАЗ ПТИЦЫ В ШАМАНИЗМЕ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15.

У  ненцев  имел  место  быть  обряд,  когда  шаман  больному  человеку  надевал  пояс  из  кожи  морского  льва  на  котором  к  кольцам  подвешивались  парные  изображения  голов  разных  зверей,  среди  которых  могли  быть  железные  изображения  птиц  —  орлов,  сов,  лебедей  [13,  с.  170].  Похожий  обряд  существовал  у  эскимосов,  когда  на  пояс  выздоравливающему  шаман  подвешивал  фигурки  животных  и  птиц,  к  примеру  —  фигурку  ворона.  Кроме  того,  в  жилище  больного  выставляли  амулеты,  среди  которых  были  амулеты  с  изображением  ворона  [14,  с.  220].

Эскимосы  верили,  что  духи  сами  выбирают,  кто  станет  шаманом.  Они  являлись  избраннику  во  сне  в  виде  людей  или  животных,  среди  которых  могли  быть  ворона,  горностай,  журавль.  На  костюм  эскимоского  шамана  нашивались  амулеты  животных,  а  также  птиы  —  ворона  [14,  с.  219—223].

Источник: http://cveti73.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться