Феофан затворник, подборка
Высокообразованный человек блестяще окончил Киевскую духовную академию магистром богословия. Служа в Русской духовной миссии в Иерусалиме, изучил греческий язык, французский, еврейский и арабский. И переводил творения святых отцов.
И был владыка в этом служении неутомим. Спешил с помощью вещественной или духовной ко всякому нуждающемуся. «Не говори требующему помощи: приди завтра; сделай для него сейчас, что можешь. И просить себя долго не заставляй, это похоже на торг». Общался живо, с юмором.
Сын сельского священника, добрый, кроткий и даже застенчивый, снисходительный и доверчивый к людям, студентом часто бывал в Лаврских пещерах Киева. Очевидно, тогда и пришла мысль об иночестве. И перед выпуском Георгий Васильевич Говоров, будущий Феофан Затворник, принял монашеский постриг, а потом посетил лаврского старца. Умный молитвенник наставлял молодых: «Вот вы, ученые монахи, набрав себе много правил, помните, что одно важнее всего: непрестанно молиться умом в сердце — вот чего добивайтесь».
Остальное место в келье занимали книги. Сочинения Гегеля, Фихте, Якоби, Ульрици. Но более всего было духовных: богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах, работы Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Нила Сорского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Четьи-Минеи.
Когда есть смущение в душе, чего бы оно ни касалось, не верь душе: все врет…
[email protected]
На лице покойного была улыбка, подтвердив его слова: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение соответственно делам». Очевидно, святитель-затворник имел утешение.
Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут.
Но «читать и молиться нельзя непрестанно. А праздно сидеть, мысли блуждать начнут. Поможет рукоделие. Только браться за него надо, когда душа утомлена, и ни читать, ни думать, ни молиться — не способна».
Всё несогласное с учением Божиим отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось".
Великая хитрость нужна, чтобы владеть собою. Старцы одолевали себя, но и то не всегда. Сила воли? Самовластие души? Где они, укажите, философы? Только тому, кто Господу отдает себя совсем, дается сила владеть собой, или вливается в него такая сила".
С юных лет он благоговел перед святым Тихоном Задонским, бывал у него, и всегда хотел идти по его стопам, прошедшим затвор. Святитель присутствовал при открытии его мощей. Может тогда и решил посвятить и свою ученость служению Церкви аскетом-затворником, послужив Ей уже ректором Киево-Софийских училищ, настоятелем посольской церкви в Константинополе, епархиальным епископом.
«Все рвутся из того, что приходится им терпеть, а вырваться не могут, даже при больших средствах. От того, что не ту дорогу взяли. Надо благодушно терпеть то, что приходится, тогда это претерпеваемое начнет источать утешение. Те, которые иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся, мудрый сказал им: суета сует! Беспокойный ум все роется в надежде найти что-то лучшее и ничего не находит; вера все дает: и всю мудрость, и все способы».
Не дождавшись знака, позволяющего подать вечерний чай, келейник заглянул к владыке в половине пятого и увидел его уже почившим. Глаза были закрыты, левая рука лежала на груди, а правая сложена для благословения…
Святитель в своих творениях показал путь постепенного одухотворения человека. «Путь к спасению нельзя пройти без самоотречения и борьбы со своим эгоизмом, с миром и дьяволом. Необходимо подвижничество. И не только монахам. Монахи с мирянами сходятся в главном — спасении души; и расположение духа должно быть у всех одинаково, ибо един Господь, едина вера, едино крещение.
«Молитва-то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь недобрый услышит, и собьет с дороги или загородит ей путь».
И затворившись, владыка устроил в келье маленькую церковь. Иконостасом была простая занавеска, отделяющая алтарь. И служил он в ней в воскресенья и праздники, а последние 11 лет — ежедневно.
Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинается эмансипация (отход) от Божеских требований в умственном, нравственном и естественном отношениях, и секуляризация — служение духу времени, политике, обычаям, увеселениям, и общество склоняется к повальному безверию.
«Божие все мирно, тихо, сладостно, и в душе сию сладость оставляет, и вокруг разливает обильно.
«На земле откровение Божие уже завершено; усвой его и живи тем. Нового не будет, только то, что Евангелие будет узнано во всем мире, и эта вездесущность и всеобщность станет пределом бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет в тягость, — и благость Божия положит конец миру».
Купить электронные книги мудрого старца, Святителя Феофана Затворника можно по этой ссылке в интернет-магазине.
Гнев правды Божией не соделывает.
Проститься с ним стекались десятки тысяч людей. И тело до погребения простояло в теплой келейной церкви и в соборной обители 6 дней — и тление не коснулось его. «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца».
«Вне Церкви спасения нет! В одиночку никто не спасается. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он — лоза, или ствол, а все верующие — ветви, поэтому Церковь и паства есть единое нераздельное целое».
«Ничто молитве не предпочитайте — она царица».
Ему было 79. Несмотря на немощи, особенно усилившиеся в последние годы, святитель-затворник до конца не изменял уклада, ежедневно служа литургию и отсылая письма. В день кончины все было, как всегда, только ел меньше.
«Жизнь не имела бы никакой цены, если бы не было бессмертия, а при этом, несмотря на ее краткость, значение ее неизмеримо, как вечность».Феофан Затворник — безмятежный уход старца
Свою смерть святитель Феофан Затворник ожидал и встретил спокойно. «Смерть страшна тому, у кого она отнимает все и провождает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того утешает надежда в час исхода».
Что сегодня читают с этим материалом?
Достигнув необычайных высот в карьере в сравнительно молодом возрасте, епископом ушел затвор. Причем, в глуши, в бедной, затерявшейся в тамбовских лесах Вышенской пустыни. Умаляя свой подвиг, писал: «Я заперся, чтобы не мешали книжничеству. А из моего „запора“ сделали затвор». Помнил Феофан Затворник и об опасности: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».
«Помощь от Господа приходит на наши усилия и, сочетаясь с ними, делает их мощными».
Что читают сегодня с этим материалом?
Епископ-затворник вел обширную переписку. Ежедневно почта приносила до 40 писем, и отвечал он на каждое. Зачастую это были целые трактаты ученого. В одном из них более чем за 50 лет он предсказал революцию.
Простота есть неразлучная черта смирения. Нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, никакого значения себе не придает, не мудрствует. Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть что, все это Божие.
«На что опираешься надеждою в жизни, то и бог для тебя. Если на имения, то имение тебе — бог; если на власти — они твой бог. Когда истинный Бог восхочет кого обратить к Себе, прежде разрушит ложных богов, чтобы показать их ненадежность».
Источник: http://cveti73.ru