Роль птицы в шаманизме является общепринятым фактом. Птица считается первым шаманом, духом — помощником, учителем, к тому же костюм шамана является олицетворением птицы и содержит орнитоморфную символику.
Что качается якутского шаманского костюма известно, что к нагруднику, кроме прочих фигурок, прикреплялись шесть изображений птиц — два в верхней части нагрудника и четыре в нижней. Все они представляли собой изображение птицы с боку и были выполнены из железных пластин. На плащ нашивались изображения следующих птиц — гагары, стерха, лебедя, чайки, гуся. На вывезенном Мааком из Вилюйского окуруга тунгусском шаманском плаще «на груди» нашито семь железных пластин, изображающих птиц, по всей вероятности гагар, игравших какую то роль при якутских шаманских обрядах [9, с. 10].
Существует миф о том, что шаманы зарождаются далеко на севере, где есть лиственница с гнездами птиц. Сначала прилетает на это дерево большая птица, похожая на орла, с железными перьями, садится на гнездо и сносит яйцо. Потом эта птица высиживает яйцо, если должен выйти самый большой шаман — в продолжении трех лет, если маленький — в течение года. Эта птица называется мать — зверем, появляется всего три раза: первый раз когда рождает, второй раз когда завершается становление шамана рассеканием его тела, и третий раз когда шаман умирает [4, с. 60]. О похожем мифе в своей книге «Материалы истории религии якутов бывшего Вилюйского округа» пишет Попов А.А. — воздух — душа кладется в одно из отверстий лиственницы и воспитывается там в качестве птенчика кукушки (птенчика-кулика) от года до девяти лет, смотря по своему предназначению: душа хорошего шамана воспитывается дольше души плохого. Если предполагается черный шаман, то душа представляется в качестве голого неоперившегося птенца. Во время пребывания в дупле душа белого шамана откармливается яйцами орла; Дочери и сыновья Аары Дархан, сидя на краю отверстия в образе орла, обучают душу различным шаманским хитростям. Черных шаманов обучают вороны [10, с. 32].
Эвенки — орочоны считали, что шаман имел заморских духов — помощников, которыми были двуглавые птицы бамул и фантастическая ушастая птица. Вместилищами духов — помощников верхнего мира является птица — ястребы, орлы, гуси, лебеди, гагары, утки, кулики, дятлы, кукушки [6, с. 69—73]
Шаманы народа чукчи также имели духов — покровителей (кэльэт), которые исполняли его просьбы хотя и временно. Ими могли быть как звери, так и птицы — сова, горностай, ворон и т. д. По мнению шамана, они обладали такими природными данными, что могли справиться справиться с вредоносными существами [3, с. 185]. В текстах, записанных Богоразом, обычно у шаманов отмечается два помощника — зверь и птица: горностай и орел, дельфин и ворон. Иногда одно животное, например — ворон или орел [1, с. 209].