В практике буддизма важно осознать, что в нас есть природа Будды. На уровне мышления мы можем это знать, но это не так уж и легко принять. Наша повседневная жизнь – это реальность плохого и хорошего (реальность двойственности), в то время как природа Будды пребывает в абсолютной реальности, где нет деления на плохое и хорошее. Чтобы осознать абсолютную реальность, необходимо выйти за пределы двойственной реальности. Но часто это трудно понять.
Практика дзадзэн является очень тонким предметом. Когда вы практикуете дзадзэн, вы осознаёте те вещи, которые вы не замечаете при работе. Например, вы можете на протяжении некоторого времени таскать камни, но не осознавать, что ваши мышцы устают. Но когда вы садитель и погружаетесь в практику дзадзэн, вы понимаете, что ваши мышцы устали. Вы можете подумать, что сможете лучше практиковать дзадзэн, если у вас не будет проблем, но в действительности определённые проблемы необходимы. Вы можете практиковать дзадзэн через трудности. Догэн Дзэндзи говорил: «Практика и просветление едины». Практика – это то, что вы делаете осознанно и с усилием. Такая практика ведёт к просветлению.
Когда огонь нашей свечи горит ярко и наша жизнь наполнена радостью, мы не задумываемся, что с нами происходит, и не пытаемся что-либо понять. Наш разум открыт ко всему. Наш разум до того огромен, что он знает всё ещё до того, как мы узнаём что-либо. Мы благодарны ещё до того, как мы что-либо имеем. Даже до того, как мы достигаем просветления, мы рады практиковать наш путь. В противном случае мы не можем приобрести ничего в истинном смысле слова.
Учителя дзэн обычно говорят: «Практикуйте дзадзэн и достигните просветления. Если вы приобретёте просветление, вы сможете оторваться от всех привязанностей и увидеть вещи такими, какие они есть». Это правильно, но мы не всегда можем идти по такому пути. Мы учимся настраивать пламя нашей свечи снова и снова. Догэн Дзэндзи учит жить в каждом отдельном мгновении на полную мощность, подобно ярко горящей лампе или свече. Суть его учения заключается в том, чтобы жить в каждый момент, сливаясь воедино со всем сущим.